Словарь терминов, используемых в полиграфии

Акклиматизация бумаги, картона (Mellowing) – приведение бумаги (картона) в равновесное состояние с относительной влажностью воздуха и температурой данного помещения.

Афиша - вид печатной рекламы. Графическое рекламное средство, выполненное на бумаге или картоне. Играет такую же роль, что и плакат, но имеет меньший размер и может содержать больше текста. В отличие от плаката афиши, обычно, анонсируют грядущие события – приезд знаменитостей, концерты, мероприятия и т.п. Афиши расклеиваются по улицам города. Преимущества: эффективно информируют жителей города о предстоящем событии, маленький формат рекламоносителя компенсируется возможностью размещения большого количества афиш.

Белизна бумаги - оптическое свойство бумаги, характеризующее степень приближения предмета к белому, зависящее от состава бумажной массы (содержание беленой целлюлозы, древесной массы, красителей, наполнителей и др. компонентов).

Биговка - предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых дисковых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал. Осуществляется на специальных машинах и механизмах.

Бланк – это бумажный лист, как правило формата А4, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.); предназначен для последующего заполнения.

Бланки самокопирующиеся - несколько листов бумаги, изготовленных из специальной самокопирующей бумаги и скрепленных с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего достаточно легко разделять листы.

Блокнот – полиграфическое изделие, используемое как записная книжка, тетрадь с отрывными листами и т. д., состоящее из блока листов (с печатью или без) и обложки. Наиболее употребляемые типы скреплений: сшивка на скобы, пластиковую или металлическую спираль, склейка термоклеем.

Брошюра - непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой.

Брошюровка - подбор или при необходимости, скрепление разрозненных листов в "пакет"(тетрадь) для получения готовой брошюры.

Брошюровочно-переплетные процессы Завершающие полиграфическое производство процессы, приводящие к получению из отпечатанных листов тетрадей, изданий, брошюр, журналов или книг в обложке или переплете. Включают фальцовку, подборку, шитье, или бесшвейное скрепление книжно-журнальных тетрадей, крытье обложкой и др. 

Бумага самокопирующая - особый сорт бумаги, который позволяет копировать оригинал без помощи копировальной бумаги. Копия создается под давлением письма, вследствие чего вскрываются микрокапсулы на обратной стороне листа. Освободившаяся жидкость вызывает реакцию окрашивания на последующем листе с каолиновой прослойкой, в результате чего получается копия. Комплект бумаги состоит из трех частей: первый лист (на оборотной стороне имеет слой с красящими микрокапсулами), последний лист (на лицевой стороне имеет пласт с коалином для фиксирования красителя) и средние листы (их количество в одном экземпляре может быть до 10). Предназначена для печати счетов, накладных и др. бланков. Пригодна для печати офсетным способом, но полноцветная печать используется редко. 

Буклет - сфальцованное (сложенное параллельными сгибами в один или несколько раз), многокрасочное, иллюстрированное издание, используемое для имиджевой рекламы и имеющее единую композиционную основу. 

Верстка - составная часть макетирования. Процесс размещения текста и иллюстраций на формате издания с учётом дизайна макета и требований правописания.

Визитная карточка - листок плотной бумаги, картона или пластика размером 50х90 мм, "евро" визитки – 85х55 мм (реже - иных форматов). Разделяют «личные» и «корпоративные» визитные карточки. На личной визитке содержатся сведения о конкретном человеке, его должности, занимаемой в компании, там обычно присутствует логотип компании и контакты этого человека (адрес, телефон, электронная почта и т.д.). Корпоративные визитки рассказывают о компании, ее услугах и сферах деятельности, там обычно присутствуют логотип, контакты фирмы (адреса, телефоны, вэб-сайт и т.д.), возможны графические рисунки, фотографии. 

Воблер - рекламный носитель либо ценник фигурной формы, изготовленный из плотной бумаги или картона с пластиковой ножкой, с помощью которой он приклеивается на 2-х сторонний скотч к прилавку или к любому другому месту крепления рекламы.

Выборочный УФ лак - применяется для выделения на оттиске каких-либо фрагментов (фотографий, рисунка и т.п.), а также просто в качестве элемента дизайна. Для большей эффектности под выборочный УФ лак часто наносится сплошной офсетный лак – глянцевый офсетный под матовый УФ и, соответственно, матовый офсетный под глянцевый УФ. Таким образом выборочный УФ лак выглядит максимально контрастно относительно прочих элементов изделия. С помощью лакировки выборочным УФ лаком создаются чрезвычайно красивые, запоминающиеся изделия, иногда настоящие произведения полиграфического искусства. Разумеется, очень большое значение здесь имеет дизайн – дизайнер, разрабатывающий подобные макеты, должен хорошо представлять себе как технологию нанесения выборочного УФ лака, так и эффекты, которые возможно создать с его помощью.

Выворотка - явление, когда отдельные элементы получаются не путем их напечатывания, а путем запечатывания окружающего пространства. Печать фона или фонового изображения черной или цветными красками, при которой незапечатанным остается только изображение текста. Используется как прием оформления рекламных буклетов, журнальных полос и пр.

Высечка (штанцевание) –способ послепечатной доводки, призванный придать уже готовому изображению необходимую форму. Высечное оборудование позволяет при использовании пресса из цельного листа картона или бумаги получить любую заданную конфигурацию, уже готовую к употреблению или же нуждающуюся в последующей сборке. Возможность комбинирования биговки (продавливание картона для удобства последующего сгиба по заданной линии), рицовки (пунктирные прорези, позволяющие создать четкую линию разрыва) и непосредственно ножа (заостренная поверхность, разрезающая материал в заданном направлении) позволяет создавать формы любой сложности.

Гарнитура шрифта - совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях.

Заливка (то же, что и плашка) - большая площадь поверхности, запечатанная одним цветом.

Иллюстрация - любое графической изображение: чертеж, рисунок, фотоснимок, репродукция с картины и т.п., являющееся составной частью издания и способствующее раскрытию его содержания.

Календарная сетка - числовая таблица, служащая для определения дня недели в году и месяце.

Календарь - печатное издание, обязательно имеющее в своем составе календарную сетку. Различают карманные, настольные, настенные, квартальные календари.

Календарь «домик» – это настольный вариант календарей. Имеет основу-каркас треугольного сечения (в собранном виде напоминает домик, отсюда и название).Существует два вида настольных календарей: перекидной и «пирамидка». Перекидной календарь состоит из подложки-основы, обложки на лицевой стороне и листов с календарной сеткой, которых может быть 7 или 13.Более экономичный вариант – «пирамидка», когда календарная сетка наносится прямо на подложку.

Календарь квартальный может быть изготовлен на одной или трёх пружинах, содержать индивидуальную шапку (TOP-слайд) и от одного до трёх информационно-рекламных полей. Также возможна разработка эксклюзивной календарной сетки, на которой можно выделить особенные для компании праздники. Такой календарь, как правило, выполняется с использованием цветов фирменного стиля, имеет уникальные календарные блоки, подложку и верх.

Календарь настенный. Существует два вида настенных календарей: перекидной и плакат. Перекидной календарь состоит из обложки и листов с календарной сеткой, количество которых зависит от макета. В зависимости от Вашего макета на одной странице календаря может размещаться по 1, по 2 или даже по 3 месяца. Соответственно календарь на год может занимать от 4 до 13 листов с односторонней печатью или от 2 до 7 листов с двухсторонней печатью. Переплет делается металлической спиралью с ригелем (петлёй) для подвески. Для того, чтобы календарь висел в развёрнутом виде и было видно 2 листа сразу, можно заменить ригель (петлю для подвески в спирали) на сквозное отверстие возле края листа (пикколо). Более экономичный вариант – плакат, когда календарная сетка на весь год наносится на один лист. Такой календарь, как правило, выполняется с использованием цветов фирменного стиля и логотипа компании.

Календарь карманный - календарь формата 70х100мм, 60х90мм (реже других) с нанесенным изображением с одной стороны и календарной сеткой - с другой.

Каталог - сброшюрованное справочное издание, иногда иллюстрированное, содержащее описание товаров или услуг, их свойств, технических характеристик, иногда цен. 

Кегль (то же, что и кегель) - условный размер шрифта, расстояние от нижней части строчной буквы р до верхней части заглавной буквы Р. Измеряется в пунктах (один пункт равен 0,35 мм). 

Конверт - один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и др. информации. Существует большое разнообразие видов конвертов. Наиболее распространен следующий вид - евростандарт, т.е. конверт размера 110х220 мм, он также бывает с прозрачной вставкой с левой или правой стороны для адреса.

Корректура - совокупность процессов исправления ошибок.

Лакирование - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее (или ее части - выборочное, формное лакирование) полиграфического лака - для придания блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий.

Ламинирование - процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) путем припрессовки специальной пленки (бывает матовая, глянцевая; различается по толщине) на печатный лист для придания ему блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий.

Листовка - бумажный лист, как правило, формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон в одну или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

Листоподбор - процесс собирания отдельных разрозненных листов или тетрадей в необходимой последовательности.

Мобайл – это двусторонний рекламный носитель произвольной формы, представляющий из себя наклеенные с двух сторон на толстый переплетный картон одинаковые по форме и высеченные по контуру изображения в основном полноцветные с нанесением Уф-лака. Как правило, готовый мобайл подвешивают на леске или специальном потолочном креплении через отверстие, сделанное в верхней части мобайла и укрепленное небольшими по форме люверсами. 

Наклейка - малая форма полиграфии, выпускается на самоклеящейся основе. Наклейки на чемоданы используются для рекламы отелей. Наклейки на дверях магазина информируют о принимаемых карточках и т.д.

Нумерация - процесс печатания меняющихся номеров на изделии. Выполняется специальным устройством - нумератором.

Оригинал-макет - подписанный в производство макет издания.

Открытка – почтовая карточка для открытого письма (без конверта) или просто карточка размером с обычное письмо. На лицевой стороне открытки имеется какое-либо изображение, а обратная часть предназначена для написания сообщения. Открытки обычно используются для поздравлений с днём рождения или другими памятными датами. Коллекционирование открыток называется филокартия.

Пантон - одна из систем стандартизации цветов, предложенная одноименной фирмой. Используя таблицу можно выбрать любой из 14 базовых и более 1000 составных цветов, получаемых из базовых с помощью формул. В каталоге представлены цвета для 2 основных типов бумаги - мелованной и офсетной. Распространенный термин - цвет по пантону. Преимущества: позволяет не зависеть от тонкостей цветоделения, особенностей различного полиграфического оборудования и производителей офсетных красок и точно выбирает нужный цвет.

Папка - изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля. Различают несколько видов. Цельнокройные ( изготавливаются из целого листа материала) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается из отдельного листа материала и затем приклеивается к папке)

Переплёт пружиной – это один из наиболее удобных способов переплести отчёт, презентацию, альбом, блокнот и тому подобные печатные издания. К неоспоримому достоинству такого переплёта относится независимость листов друг от друга – блокнот с таким переплётом не рассыплется после отрывания страниц, в нём не останется некрасивых линий отрыва. При помощи пружины можно соединить, к примеру, в одном альбоме листы разной плотности – вставить более плотные листы с цветными иллюстрациями в монохромный (чёрно-белый) текстовый блок. Металлическая пружина позволяет легко перевернуть обложку и неиспользуемые на данный момент листы на 360 градусов. Пластиковая пружина позволит поменять любой лист из альбома или презентации, что очень удобно при единичных тиражах. Переплёт пружиной осуществляется при помощи брошюровочной машины.

Персонализация (печать переменных данных) – это способ оформления печатной продукции, при котором каждый экземпляр тиража печатается с уникальными параметрами. К ним можно отнести: текстовую информацию (например, фамилия, имя и отчество, адрес, название компании), графическую информацию (например, фотография адресата), стиль оформления документа, цветовое оформление. В результате каждый оттиск в тираже получается уникальным, адресованным к конкретному пользователю.

Перфорация (перфорирование) - процесс нанесения периодически повторяющихся отверстий. Выполняется для облегчения разрыва по определенной линии.

Печать - получение изображения путем нанесения красочного слоя на запечатываемый материал (бумагу, картон, пленку, жесть, пластмассу и др.) при помощи различных печатных устройств.

Печать высокая - способ печати, при котором передача изображения на запечатываемый материал осуществляется с печатной формы, на которой печатающие элементы расположены выше пробельных.

Печать глубокая - способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы углублены по отношению к пробельным.

Печать офсетная - способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность (офсетный цилиндр), которое затем передается на бумагу.

Печать полноцветная - печать минимум в 4 краски (синяя, желтая, черная, красная - CMYK или др. система), позволяющая воспроизводить цветные оригиналы (например, фотографии).

Печать струйная - бесконтактная с материалом печать, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием красок из сопел малого диаметра. Восномном распространена в офисных струйных полноцветных принтерах.

Печать трафаретная (то же, что шелкография) - способ печати, при котором краска продавливается через отверстия в специальной (шелковой или иного материала) сетке при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности.

Печать флексографская (флексографическая) - разновидность высокой печати с использованием гибких фотополимерных печатных форм. Позволяет делать полноцветную печать на полимерных пленках, толстом картоне, в том числе, гофрокартоне.

Постскрипт (PostScript) - стандартный командный язык управления фотонаборными аппаратами.

Постскрипт-файл - файл, создаваемый настольно-издательской системой и содержащий всю необходимую для фотонаборного аппарата информацию и команды.

Печать цифровая - метод, позволяющий выводить информацию из компьютера непосредственно на формный материал или же прямо в печать. Сохраняет все сильные стороны традиционной офсетной печати - точная цветопередача, гибкость форматов и др.

Пикколо – это металлическое кольцо, устанавливаемое подобно люверсам в приготовленное для него отверстие. Но используется пикколо для крепления печатной продукции непосредственно на тену (обычно просто для надевания на гвоздь). Пикколо чаще всего устанавливается на квартальные календари, что позволяет надёжно крепить их на стене и предотвращать разрыв бумаги в месте крепления.

Плакат - многокрасочный лист большого формата, содержащий крупное изображение и небольшое количество поясняющего текста: название фирмы, товара или услуги, товарный знак (логотип), реквизиты фирмы, слоган. Плакат часто используют для оформления интерьера и в качестве сувенира (плакат-календарь).

Послепечатные работы - отделочные процессы - процессы дополнительной обработки печатной продукции для улучшения ее внешнего вида, повышения качества и прочности, например, ламинирование, лакирование, биговка, тиснение, высекание и пр.

POS материалы - рекламные материалы из различных видов картона (мелованного, гофрокартона, микрогофрокартона, переплетного и т.д.), способствующие продвижению брэнда или товара на местах продаж.

Постер - (от англ. poster - объявление, плакат, афиша) – однолистный или многолистный красочный рекламный плакат большого формата. Иногда длина постера доходит до нескольких метров.

Припрессовка пленки - процесс нанесения на одну или две стороны оттиска, бумаги или картона прозрачной полимерной пленки со слоем клея или без него. Ламинация – один из случаев припрессовки.

Проспект - многостраничное, сброшюрованное иллюстрированное издание которое используется для визуального представления товаров или услуг фирмы 

Разворот - в газете или в журнале - две расположенные рядом страницы, используемые как одна и занятые одной общей рекламой.

Растр - поле периодически (линейный растр) или хаотически (стохаистический растр) повторяющихся точек различной величины, создающих иллюзию плавных полутоновых переходов.

Резка - один из полиграфических процессов, применяющийся при производстве полиграфической продукции. Выделяют несколько видов: подрезка - обрезка листовой бумаги или картона для создания двух взаимноперпендикулярных "верных" сторон и придания листам точных размеров; разрезка -разделение резанием оттисков, листов бумаги или картона на определенные части.

Репринт - повторный тираж.

RGB - (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue - красный, зелёный, синий) — аддитивная цветовая модель, описывающая способ синтеза цвета. Иногда обозначается как КЗС. Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике.
Аддитивной она называется потому, что цвета получаются путём добавления (англ. addition) к черному. Иначе говоря, если цвет экрана, освещённого цветным прожектором, обозначается в RGB как (r1, g1, b1), а цвет того же экрана, освещенного другим прожектором, - (r2, g2, b2), то при освещении двумя прожекторами цвет экрана будет обозначаться как (r1+r2, g1+g2, b1+b2). Изображение в данной цветовой модели состоит из трёх каналов.
При смешении основных цветов (основными цветами считаются красный, зелёный и синий) - например, синего (B) и красного (R), мы получаем пурпурный (M magenta), при смешении зеленого (G) и красного (R) - жёлтый (Y yellow), при смешении зеленого (G) и синего (B) - циановый (С cyan). При смешении всех трёх цветовых компонентов мы получаем белый цвет (W).
В телевизорах и мониторах применяются три электронные пушки (светодиода, светофильтра) для красного, зеленого и синего каналов.
Цветовая модель RGB имеет по многим тонам цвета более широкий цветовой охват (может представить более насыщенные цвета), чем типичный охват цветов CMYK, поэтому иногда изображения, замечательно выглядящие в RGB, значительно тускнеют и гаснут в CMYK.

Сканер - устройство для получения любого изображения (слайда, фотографии и т.п.) в электронном виде. Бывают: планшетные Hewlett-Pakkard, Agfa, Mustek, Umax, (оригинал помещается на плоское стекло - планшет), которые применяются, в основном, для сканирования непрозрачных оригиналов - картинки, фотографии и т.п.; слайдовые Howtek, ScanMate, Leaf, в большинстве - барабанные (оригинал закрепляется на прозрачном барабане), применяются, в основном, для сканирования просветных оригиналов (слайды, негативы и т.п.)

Сканирование - процесс получения любого изображения (слайда, фотографии и т.п.) в электронном виде, пригодном для дальнейшего макетирования и цветоделения. Осуществляется при помощи специального устройства - сканера.

Склейка - один из полиграфических процессов, применяемый при производстве папок, коробок и др.

Скругление углов – это маленький штрих, который позволяет значительно улучшить внешний вид и повысить удобство использования некоторых видов печатной продукции. Речь идёт о такой продукции, как карманные календари, бейджи и т.п. Кроме того, углы скругляются при листовом ламинировании любой печатной продукции – дипломов, сертификатов и т.д. Радиус закругления составляет обычно 5 мм. Для закругления используются различного вида механизмы – ручные или автоматические.

Сушка - процесс высушивания печатной краски или лака в процессе печати. Позволяет избегать перетискивания и печатать на плохо впитывающих материалах (мелованная глянцевая бумага, картон, полилит, пластик).

CMYK - 4 основных цвета (при полноцветной печати), на которые делятся все изображения, - Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK.

Стикер - наклейка - липкая рекламная аппликация небольших размеров, размещаемая в вагонах метро, на стеклах автомобилей.

Термопечать - перевод изображения (на ткань) под воздействием высокой температуры.

Тетрадь - сфальцованный в несколько сгибов (1, 2, 3 или 4) оттиск или бумажный лист.

Тираж - общее количество экземпляров одного и того же издания.

Тиснение бумаги (картона) - изменение фактуры поверхности бумаги (картона) путем нанесения с помощью аппаратуры для тиснения выпуклого, вдавленного или прозрачного рисунка.

Тиснение конгревное (конгрев) - процесс выдавливания отдельных участков полиграфического материла для создания рельефного (выпукло-вогнутого) изображения при помощи специальных устройств. Изображение получается с помощью штампа с углубленным рисунком и выпуклого контрштампа - матрицы, расположенной с обратной стороны крышки. Конгрев создаёт прекрасный оформительский эффект. Производится преимущественно на переплетных крышках документов, книг, фирменных папках, визитках и пр. Эта технология получила название по имени её изобретателя Уильяма Конгрева.

Тиснение фольгой - процесс присоединения фольги (существует много сортов, различающихся по цвету, интенсивности блеска и др.) к бумаге (картону) при помощи специальных аппаратов. 

Фальцовка (фальцевание) - процесс сгибания листа (изделия). Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 200 г/м2.

Фирменный бланк - (от нем. Blankc, фр. blanc - белый, чистый) - чистый лист с логотипом, названием и координатами организации, фирмы.

Флаер - (от англ. flier - рекламный листок) - небольшая рекламная листовка, как правило, дающая право на скидку.

Форма печатная - носитель текстовой и изобразительной информации, служащий для многократного получения печатных оттисков.

Формат - размер листа полиграфического материала (длина и ширина), размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов печатного издания. В полиграфии существуют следующие обозначения форматов бумажного листа: 
А формат: А4 (210х297мм), A3 - 2А4 (420х297мм), А2 - 4А4 (420х594мм), А1 - 8А4 (840х594мм).
В формат: В4 (220х330мм), В3 - 2А4 (480х330мм), В2 - 4А4 (480х660мм), В1 - 8А4 (960х660мм).

Фотонабор - жаргонное название устройства, непосредственно создающего изображение на диапозитивных пленках. Точного русского названия не существует, английское - ImageSetter. А также комплекс технологических операций получения диапозитивов с применением электроники, электронно-вычислительной и лазерной техники.

Цветность - количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 4+4, 1+0 и т.д. Первая цифра - количество красок на лицевой стороне, вторая - на обороте.

Цветоделение - разделение цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения на 4 основных цвета (при полноцветной печати) - Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK.. При синтезе в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизводится цветное изображение оригинала.

Цветопроба - пробная печать (перед основным тиражом) в типографии для определения оптимального соотношения цветов.

Шелфтокер - незаменимый атрибут для торговых сетей. Представляет из себя свисающий с полок или прилавков рекламный носитель либо ценник. Изготавливается путем односторонней печати на плотной бумаге, картоне или пластике, с последующей высечкой нужной формы. Приклеивается при необходимости на полку (прилавок) на 2-х сторонний скотч. 

Шитье - скрепление отдельных тетрадей между собой при помощи проволоки, нитей или термонитей. 

Шрифт - комплект знаков, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке. 

Этикетка - листок специальной (этикеточной) или самоклеющейся бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её; предполагает клеевой способ крепления. 

Ярлык - листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.